Одним из первых мероприятий молодой украинской компании «5PL», реализующей инновации в сфере логистики, стал семинар-тренинг «Железнодорожные перевозки в глобальной логистической цепи», состоявшийся 28—29 апреля в Киеве.

28 2

Слушатели семинара-тренинга рассмотрели общие и практические вопросы евроинтеграции, изменений транспортного права, претензионной работы. Работа именно железнодорожного транспорта была пристально рассмотрена в ходе мероприятия не случайно. Ведь ни для кого не секрет, что для Украины он является ведущим, обеспечивая перевозки свыше 60 % всех грузов, превосходя по этому показателю даже стальные магистрали развитых стран мира. Поэтому от его слаженной работы во многом зависит и роль Украины как транспортной и транзитной державы в общемировом масштабе.

На пути евроинтеграции

28 1

Учитывая то, что Украина уверенно взяла курс на евроинтеграцию — с подписанием недавно соответствующего соглашения об ассоциации, — всех нас в будущем ожидают серьезные перемены. Об этом рассказал в ходе мероприятия начальник Департамента коммерческой работы Укрзализныци Юрий Меркулов. «Наше государство взяло на себя обязательства прилагать максимум усилий для адаптации как законодательного и нормативного поля, так и в плане укрепления транспортных связей со странами, входящими в ЕС», — сказал он.

Ряд европейских правил в нашей стране, по словам руководителя, уже действует. Так Украина в 2003 г. присоединилась к Конвенции о международных перевозках ОТИФ. Дополнительные возможности для отправителей грузов в страны ЕС дают применение унифицированной накладной ЦИМ/СМГС. Из года в год Укрзализныця наращивает количество перевозок (особенно в контейнерах) с ее использованием.

Более привлекательной, по словам Юрия Меркулова, в плане международных перевозок, призвано сделать Укрзализныцю происходящее реформирование. Кроме того, руководитель отметил определенные успехи в применении новых информационных технологий, в частности в международном сообщении. Однако страны Западной Европы пока в этом вопросе консервативны. Даже «ДБ Шенкер» — крупнейшая немецкая логистическая компания — осуществляет всего 5 % своих перевозок с использованием электронных документов.

IT-технологии — локомотив логистики

28 4

Украина более прогрессивна во внедрении электронного документооборота, и, как отметил руководитель компании «5PL» Владимир Иващук, нам есть что предложить Европе. Прежде всего интеллектуальные разработки. Одной из них как раз и является концепция «5PL» — новый наивысший уровень логистики. Он включает в себя помимо традиционных технологий доставки грузов еще и широкое использование IT-технологий, призванных упростить организацию взаимосвязи между всеми участниками логистической цепи, ускорить и сделать более прозрачными бюрократические процедуры.

Такими разработками, как это зачастую бывает в сфере открытий и изобретений, ныне занимается в мире одновременно несколько компаний. Хотя их пока что считанные единицы — в США, Великобритании, Новой Зеландии. Украинский вариант решения предусматривает создание централизованной системы в виде информационного «облака». Она уже получила название A.S.T.R.UM — унифицированный модуль перевозок четырьмя различными видами транспорта, включая железную дорогу (буква R от английского слова «Railway» присутствует в аббревиатуре наименования). «В основные функции A.S.T.R.UM, кроме непосредственного управления цепями поставок, входит также и информирование о логистических услугах и прогнозирование рынка», — отметил Владимир Иващук. За основу при разработке программного обеспечения будут взяты действующие ныне на железнодорожном транспорте автоматизированные системы, а пилотный проект планируется осуществлять на маршруте успешного комбинированного поезда «Викинг», соединяющего порты Черного и Балтийского морей.

Еще одно перспективное направление для внедрения системы — перевозки из Турции в Польшу через одесские порты. При использовании современных технологий эти перевозки могут быть более дешевыми, чем исключительно по морю. Учитывая то, что железная дорога — наиболее экологичный вид транспорта, а в Европе этому придают большое значение, проект имеет все шансы на выигрыш в конкурсе инвестиций. Соответствующая заявка уже подана в посольство Польши в Украине. Компания «5PL» планирует продолжать работы по привлечению инвестиций в развитие железнодорожного транспорта, ведь организациям, работающим в направлении увеличения конкурентоспособности стальных магистралей, выделяются из бюджета ЕС миллиарды евро.

О том, какие риски в мире наиболее значимы в сфере перевозок, рассказала президент Украинской логистической ассоциации Мария Григорак. Так она отметила, что в странах ЕС на первом месте — перебои со снабжением предприятий и потреблением, а в США — физическая безопасность грузов и контроль доступа. По ее словам, глобальной тенденцией является и ускорение доставки грузов. «Если мы хотим быть достойными членами мирового сообщества, то должны жить по мировым правилам», — отметила она.

Практика прежде всего

28 5

Непосредственно темам практической деятельности специалистов по логистике в нашей стране был посвящен второй день тренинга. В ходе его специалисты ведущих украинских компаний в области экспедирования и перевозок, а также непосредственно грузоотправители (металлургические и химические предприятия, зернотрейдеры) детально ознакомились и с вопросом, касающимся заполнения новой редакции накладной СМГС. Дело в том, что в недалеком будущем, с 0 ч 1 июля 2015 г. вступит в силу новая редакция Соглашения о международных грузовых перевозках, предусматривающая серьезные, можно сказать, фундаментальные изменения.

28 6

Нормы документа более приближены к европейским. К примеру, разделяются понятия «перевозчик» и «управляющий инфраструктурой», что открывает рынок грузоперевозок для конкуренции. Вводится и несколько новых понятий. Все это, конечно, не могло не отразиться на процедурах оформления документов на перевозку грузов. С подробными разъяснениями об этом на тренинге выступили специалисты Департамента коммерческой работы Укрзализныци.

Компания «5PL» планирует провести еще ряд региональных семинаров, посвященных вопросам изменений, относящихся к СМГС.

Кроме того, в ходе тренинга поднимались вопросы ответственности за доставку грузов, правильного оформления претензионных документов, новых IT-технологий, призванных повысить эффективность грузоперевозок, оптимального расчета стоимости перевозки. Все это вызвало большой интерес среди слушателей. В ходе занятий они имели возможность задать интересующие вопросы лекторам. Было отведено время в перерывах и для неформального общения.

После окончания занятий слушатели получили сертификаты с логотипами ведущих компаний-партнеров проекта, в частности Ассоциации «Укрвнештранс» и Украинской логистической ассоциации. Многие присутствующие отметили профессионализм и компетентность преподавателей, высокий технический и организационный уровень проведения мероприятия. Многие выразили желание и в дальнейшем принимать участие в обучающих семинарах, организуемых компанией «5PL».

28 3

Директор компании «5PL» Владимир ИВАЩУК:

28 7

«Наша задача — создать единую информационную площадку для взаимодействия всех участников логистической цепи, повышения грамотности персонала и формирования профессиональной компетенции. Мы хотим внедрять передовой мировой и европейский опыт в отечественной логистике и для этого, в частности, проводим семинары и тренинги».

Компания «5PL» проводит семинары-тренинги на тему «Новый СМГС. Ключевые изменения. Как осуществлять международную перевозку по-новому?». Мероприятия пройдут: 22.05.2015 Днепропетровск, 28.05.2015 Львов, 05.06.2015 Одесса, 12.06.2015 Киев, 19.06.2015 Харьков. Узнать подробности, а также записаться на семинары можно на сайте www.5pl.com.ua.

(* подготовлено по материалам издания «Магистраль»).

Наші партнери

  • tmsoft
  • RAIL.insider
  • ULA
  • icc
  • AMEU
  • ZAMMLER
  • plaske
  • UZT
  • DIIT
  • hiit
  • DUIT