
Одним из первых мероприятий молодой украинской компании «5PL», реализующей инновации в сфере логистики, стал семинар-тренинг «Железнодорожные перевозки в глобальной логистической цепи», состоявшийся 28—29 апреля в Киеве.
Слушатели семинара-тренинга рассмотрели общие и практические вопросы евроинтеграции, изменений транспортного права, претензионной работы. Работа именно железнодорожного транспорта была пристально рассмотрена в ходе мероприятия не случайно. Ведь ни для кого не секрет, что для Украины он является ведущим, обеспечивая перевозки свыше 60 % всех грузов, превосходя по этому показателю даже стальные магистрали развитых стран мира. Поэтому от его слаженной работы во многом зависит и роль Украины как транспортной и транзитной державы в общемировом масштабе.
На пути евроинтеграции
Учитывая то, что Украина уверенно взяла курс на евроинтеграцию — с подписанием недавно соответствующего соглашения об ассоциации, — всех нас в будущем ожидают серьезные перемены. Об этом рассказал в ходе мероприятия начальник Департамента коммерческой работы Укрзализныци Юрий Меркулов. «Наше государство взяло на себя обязательства прилагать максимум усилий для адаптации как законодательного и нормативного поля, так и в плане укрепления транспортных связей со странами, входящими в ЕС», — сказал он.
Ряд европейских правил в нашей стране, по словам руководителя, уже действует. Так Украина в 2003 г. присоединилась к Конвенции о международных перевозках ОТИФ. Дополнительные возможности для отправителей грузов в страны ЕС дают применение унифицированной накладной ЦИМ/СМГС. Из года в год Укрзализныця наращивает количество перевозок (особенно в контейнерах) с ее использованием.
Более привлекательной, по словам Юрия Меркулова, в плане международных перевозок, призвано сделать Укрзализныцю происходящее реформирование. Кроме того, руководитель отметил определенные успехи в применении новых информационных технологий, в частности в международном сообщении. Однако страны Западной Европы пока в этом вопросе консервативны. Даже «ДБ Шенкер» — крупнейшая немецкая логистическая компания — осуществляет всего 5 % своих перевозок с использованием электронных документов.
IT-технологии — локомотив логистики
Украина более прогрессивна во внедрении электронного документооборота, и, как отметил руководитель компании «5PL» Владимир Иващук, нам есть что предложить Европе. Прежде всего интеллектуальные разработки. Одной из них как раз и является концепция «5PL» — новый наивысший уровень логистики. Он включает в себя помимо традиционных технологий доставки грузов еще и широкое использование IT-технологий, призванных упростить организацию взаимосвязи между всеми участниками логистической цепи, ускорить и сделать более прозрачными бюрократические процедуры.
Такими разработками, как это зачастую бывает в сфере открытий и изобретений, ныне занимается в мире одновременно несколько компаний. Хотя их пока что считанные единицы — в США, Великобритании, Новой Зеландии. Украинский вариант решения предусматривает создание централизованной системы в виде информационного «облака». Она уже получила название A.S.T.R.UM — унифицированный модуль перевозок четырьмя различными видами транспорта, включая железную дорогу (буква R от английского слова «Railway» присутствует в аббревиатуре наименования). «В основные функции A.S.T.R.UM, кроме непосредственного управления цепями поставок, входит также и информирование о логистических услугах и прогнозирование рынка», — отметил Владимир Иващук. За основу при разработке программного обеспечения будут взяты действующие ныне на железнодорожном транспорте автоматизированные системы, а пилотный проект планируется осуществлять на маршруте успешного комбинированного поезда «Викинг», соединяющего порты Черного и Балтийского морей.
Еще одно перспективное направление для внедрения системы — перевозки из Турции в Польшу через одесские порты. При использовании современных технологий эти перевозки могут быть более дешевыми, чем исключительно по морю. Учитывая то, что железная дорога — наиболее экологичный вид транспорта, а в Европе этому придают большое значение, проект имеет все шансы на выигрыш в конкурсе инвестиций. Соответствующая заявка уже подана в посольство Польши в Украине. Компания «5PL» планирует продолжать работы по привлечению инвестиций в развитие железнодорожного транспорта, ведь организациям, работающим в направлении увеличения конкурентоспособности стальных магистралей, выделяются из бюджета ЕС миллиарды евро.
О том, какие риски в мире наиболее значимы в сфере перевозок, рассказала президент Украинской логистической ассоциации Мария Григорак. Так она отметила, что в странах ЕС на первом месте — перебои со снабжением предприятий и потреблением, а в США — физическая безопасность грузов и контроль доступа. По ее словам, глобальной тенденцией является и ускорение доставки грузов. «Если мы хотим быть достойными членами мирового сообщества, то должны жить по мировым правилам», — отметила она.
Практика прежде всего
Непосредственно темам практической деятельности специалистов по логистике в нашей стране был посвящен второй день тренинга. В ходе его специалисты ведущих украинских компаний в области экспедирования и перевозок, а также непосредственно грузоотправители (металлургические и химические предприятия, зернотрейдеры) детально ознакомились и с вопросом, касающимся заполнения новой редакции накладной СМГС. Дело в том, что в недалеком будущем, с 0 ч 1 июля 2015 г. вступит в силу новая редакция Соглашения о международных грузовых перевозках, предусматривающая серьезные, можно сказать, фундаментальные изменения.
Нормы документа более приближены к европейским. К примеру, разделяются понятия «перевозчик» и «управляющий инфраструктурой», что открывает рынок грузоперевозок для конкуренции. Вводится и несколько новых понятий. Все это, конечно, не могло не отразиться на процедурах оформления документов на перевозку грузов. С подробными разъяснениями об этом на тренинге выступили специалисты Департамента коммерческой работы Укрзализныци.
Компания «5PL» планирует провести еще ряд региональных семинаров, посвященных вопросам изменений, относящихся к СМГС.
Кроме того, в ходе тренинга поднимались вопросы ответственности за доставку грузов, правильного оформления претензионных документов, новых IT-технологий, призванных повысить эффективность грузоперевозок, оптимального расчета стоимости перевозки. Все это вызвало большой интерес среди слушателей. В ходе занятий они имели возможность задать интересующие вопросы лекторам. Было отведено время в перерывах и для неформального общения.
После окончания занятий слушатели получили сертификаты с логотипами ведущих компаний-партнеров проекта, в частности Ассоциации «Укрвнештранс» и Украинской логистической ассоциации. Многие присутствующие отметили профессионализм и компетентность преподавателей, высокий технический и организационный уровень проведения мероприятия. Многие выразили желание и в дальнейшем принимать участие в обучающих семинарах, организуемых компанией «5PL».
Директор компании «5PL» Владимир ИВАЩУК:
«Наша задача — создать единую информационную площадку для взаимодействия всех участников логистической цепи, повышения грамотности персонала и формирования профессиональной компетенции. Мы хотим внедрять передовой мировой и европейский опыт в отечественной логистике и для этого, в частности, проводим семинары и тренинги».
Компания «5PL» проводит семинары-тренинги на тему «Новый СМГС. Ключевые изменения. Как осуществлять международную перевозку по-новому?». Мероприятия пройдут: 22.05.2015 Днепропетровск, 28.05.2015 Львов, 05.06.2015 Одесса, 12.06.2015 Киев, 19.06.2015 Харьков. Узнать подробности, а также записаться на семинары можно на сайте www.5pl.com.ua.